Самостоятельное действие
Теперь о стереотипии по Зейгарник. Она пишет: “Поведение больных, их действия, суждения Были ответными на ложно воспринимаемые звуки. У некоторых больных… эти связи оказались зафиксированными Стереотипными связями” . Поясним это. Рисунок — это далеко не то же самое, что и намерение ребенка, как ошибочно полагал Люке и др. авторы. Рисунок представляет собою смесь желания ребенка как-то передать копию видимого предмета и способность это сделать.
Вот какой нюанс у раннего детского рисунка. Наши желания и наши возможности — вещи не совпадающие. Вот почему мы говорим, что рисунок ребенка-это не только его самостоятельное действие, действие по его собственному побуждению, а это Реакция НС. Правильнее даже будет сказать так: ранний детский рисунок есть комбинация из конкретного видения, намерения ребенка нарисовать именно этот предмет — это Стимул для НС, и наложенного на это намерение — процесса торможения, а это Ответ на данное намерение, на данный стимул со стороны НС.
Мы пишем, ниже, в книге : “Надо быть готовым к возможным изменениям ДО ИХ НАСТУПЛЕНИЯ, потому мозг имеет базисную предпрограмму “действия ради действия”. По другому эту программу можно назвать “готовность”. И что может еще важнее, мы все время забываем, что, например, программа “взять яблоко” — состоит из безличной программы “взять что-то” и программы “яблоко”. Значит “просто взять что-то” должно само по себе мозгом когда-то отыгрываться. И мозг отыгрывает это всякий раз, когда предоставляется такой случай ”. Воображение, невзирая на то, что говорит об этом психология или другие науки, имеет простой смысл, он только что нами и был указан. Это Встретить заранее то, что может быть полезным или опасным.