Трудными роды

Трудными родыВсе малое прогнозируется и завышается, а сильное, наоборот, понижается. Поэтому мы считаем, в отличие от Павлова, что парадоксальная фаза, и даже ультрафаза совсем не патология, а у того же Павлова, при рассмотрении им случаев таких фаз, была причина. Например, в работе “Письмо к Жане”, рассматривая ультрафазу, Павлов четко и ясно говорит: «Нервная система женщины была ОЧЕНЬ ОСЛАБЛЕНА ТРУДНЫМИ РОДАМИ». Это очень важный аспект, указывающий на то, что в целом это была здоровая женщина, а не душевнобольная. Но то же можно сказать о ребенке или обезьяне при решении ими ментальных задач. Их сложность создает торможение в коре, совершенно по такому же принципу как у женщины после родов. Молодой шимпанзе Коко впал в ультрафазу не потому, что он был невротик, а потому что предложенная ему задача была слишком трудна для его ума. Эта трудность своим “фактом трудности” отторгает возможность важности в биологическом смысле такого рода задач для животного. У Коко была задача, увидеть в ящике его “функцию средства”. Ясно, что не каждый день обезьяна решала столь сложную задачу. Все это говорит нам о том, что ребенок в раннем рисунке не прямо реагирует, а с учетом требования НС к законам самой нашей НС. То есть в рисунке сразу два аспекта: кое-как изображенный Внешний предмет, и Как он изображен. “Как” не имеет отношения к мотиву предмет; это реакция НС на него. Это операция мозга “как мы видим”.

Рассмотрим явление, прямо связанное с техникой детского рисования, и, частично, насколько это в наших силах объяснение этой техники. Это взгляд на психику ребенка, как на неустойчивое образование, нервное образование в движении. Психическое развитие не дано в статике, в срезе, это все время процесс, это движение. А любое движение, мы знаем это, всегда малоустойчивый процесс. Физиологический закон парадоксальной фазы это и объясняет. Слабое — выделяется, утрируется, подчеркивается и т. п. А все очень заметное, сильное — ослабляется, снижается, и даже удаляется. Итак, все очень слабое — усиливается. А очень сильное — не видится. Когда мы из очень освещенной комнаты входим в комнату с нормальным освещением, мы вначале ничего не видим. Это нервные клетки глаза ввели себя в меньшую чувствительность, чтобы компенсировать сильный свет. Для нормально же освещенной комнаты они не успевают перестроиться. Отсюда вывод: “слишком заметное — плохо видно” . Значит, парадоксальная фаза — физиологически нормальная реакция компенсации стимуляции извне у конституционально слабой НС ребенка. Это открытие Орбели о принципиальной незрелости мозга ребенка очень важное! Чем же? А тем, что парадоксальная фаза связана с Перенапряжением нервного элемента, и он начинает реагировать извращенно. Орбели показал, что напряжение эквивалентно изначальной слабости НС ребенка. Поэтому, парадоксальная фаза у ребенка столь частое явление, что можно говориь о ее закономерности. Уль — трапарадоксальная фаза — это дальнейшее следствие продолжающегося почему-либо действия парадоксальной фазы, и потому может быть названо не нормой, а патологией.

Похожие записи

  • 25.04.2015 Поклажа халвы Как сказал суфий Руми, если есть верблюд с поклажей халвы, то нужны ящики, куда ее можно сложить. Но в психологии зачастую выпускают это из виду, говоря о реакции вообще, а есть реакции […]
  • 26.05.2015 Форма торможения развития Увидеть это не позволяла “тень”, отбрасываемая от игры, понимаемой в психологии 19 и 20 веков как развивающая ребенка деятельность. Игра, таким образом, есть “выгодная” форма торможения […]
  • 27.05.2015 Французский психолог Французский психолог Ж.-А. Люке в книге “Детский рисунок”, 1927 пишет так: Рисунок последовательно проходит, неважно у кого из наших цивилизованных современников, четыре фазы или четыре […]
Интересные записи
Новое на сайте

Copyright © 2014. All Rights Reserved.