Слабый механизм
В случае Ромео новая, усиленная, любовь складывается из двух энергий: старое чувство плюс энергия запрета. Энергия, как сказал Павлов на свой последней научной “среде”, это вещь безличная. Так, дайте кошке на фоне ежедневной рыбы кусок мяса. Она поест его, а потом начнет играть с этим куском мяса, воображая, что это добыча. Через некоторое время она интенсивно начнет бегать по комнате, вспушив хвост. Это переадресованное возбуждение от мяса, оно до конца не отреагировалось у животного, имевшего относительно слабый механизм пищевого возбуждения от привычной рыбы. Остаток возбуждения от вида мяса, не будучи полностью отреагированным, проник в игровую функцию и в моторную.
И здесь мы видим компенсацию того, что столь неожиданно возникло в ситуации возбуждения. Не было готовности к этому. Не то же ли мы видим в поведении шимпанзе Султана, в его действиях с двойной трубкой? В непрекращении поведения Султана самую главную роль играло неожиданное ‘‘открытие" или ориентировочный рефлекс. Ко всему надо быть готовым, при любой неожиданности, при любом неожиданном ‘‘подарке” организм не может “бесплатно” взять этот подарок, это существеннейшая часть нашей физиологической концепции ума. Ведь, по большому счету, нет объекта, а есть отношение к нему. Так, неверно говорить о несчастной любви, а верно говорить о программном унижении чувства достоинства безответно любящего человека. Итак, любая реакция организма — это далеко не простая вещь. Любая реакция есть компенсация чего-то, вплоть до смысла, что надо, по смыслу реакции, просто устранить некое возбуждение, упавшее на НС. Реакция — физическое свойство. Аллегорически говоря, реакция должна как бы “уничтожить” объект. Это единственно верное понимание того, что такое реакция. Далее, вполне вероятно, что реакция должна всегда быть чуть-чуть больше силы, воздействующей на нервную систему.