Скрытая мотивация
Что такое "зачем" в скрытой мотивации поведения ребенка и животных? В книге мы все время говорим, что ребенок связан поведением "зачем" и, что важнее, все воспринимает как такую функцию. Физиологически это означает простой факт. Одной из важнейших функций коры головного мозга Павлов считал не просто проводимость нервного импульса, а его замыкание. Это и есть "зачем". У ребенка, как и вообще в таких случаях, говоря о чем-то новом, эта функция будет некоторое время наиболее часто появляться в поведении. Более точно она будет все раннее время в поведении ребенка доминирующей. Можно говорить о врожденной способности нервного вещества замыкаться. Но психология описательная наука, и для нее понятие "зачем" более адекватно. К этому понятию примыкают и понятия "почему?", "где?" и "когда?". Перефразируя мысль М. Клайн о ревности Отелло, можно сказать: "Всему на свете есть причина, но только не у слова “зачем".
Значение трудов И. П. Павлова в понимании того, что такое человек. Часто думают, что Павлов принижал роль ума человека. Но это не так. В книге мы привели слова Павлова, почему шимпанзе не может одну и ту же задачу решить на другой день, на третий, хотя вроде ничего не изменилось, и накануне, и третьего дня обезьяна ведь уже решала эту задачу. Павлов сказал об этом замечательно. Обезьяна не хранит опыт. Более того, у нее нет потребности в этом. У человека есть понятие формы, а у животного нет. Значит, человек может, как бы в промежутке, все сохранить в довольно абстрактном виде, как форму. Вот чем отличается человек от обезьяны. Тут у нас и возникла самая общая идея. Мы предположили, что животному совершенно не нужно умение или знание, сверх того, что оно умеет или знает.