Высшие животные

Высшие животныеВ вещах мы объективируем себя. Надо ли это? Если да, то зачем? Можно ли обойтись без факта неумолимости этого стремления, его объективной необходимости для жизни индивида? Если рассмотреть инстинкты, то в них вообще нет смысла говорить об объективности. У насекомых все однозначно: потребность в тех или иных факторах внешнего дана им в эволюции. Это просто факт, из которого не вывести никакой философии. Высшие животные, однако, шагнули далее, им уже нужно не только равновесие со средой, но и определенный комфорт от этого. Штерн обсуждал в свое время вопрос, как могут быть связаны генотипические особенности пола и характер деятельности у мальчиков и девочек в игре. Вопрос: влияют ли взрослые на игровое поведение ребенка, и как желание играть зависит от пола. Автор считал, что это связано с внешним влиянием, а не с врожденным предрасположением. Вряд ли все с этим согласятся, но и это мнение заслуживает внимания. Другое важное наблюдение Штерна такое. Он пишет, что самой любимой частью детской игры является наказание игрушек. Это Штерн написал впервые в 1906 году, а вот Адлер, по словам Штерна, украл у него эту идею. В 1913 году выходит работа Адлера о власти у ребенка. Рассмотрим вопрос о власти ребенка над игрушками. И еще рассмотрим более общий вопрос, что же такое власть над вещами?

Власть над вещами у ребенка проявляется в первых движениях "хватания" и в действиях "достижения отдаленных предметов" . Указательный жест недостижим даже для шимпанзе. В этом смысле указательный жест — чрезвычайно важный этап в развитии психики, и он появляется у ребенка не ранее 11-12 месяцев, по мнению Валлона. И дело в том, что у ребенка первично нет тенденции "отдать", а есть устойчивая, биологическая тенденция "взять", "присвоить", "обладать". Возможно, это пока еще не корреспондируется с понятием личности, которое возникает позже. Биологическая она потому, что связана с первичной потребностью самосохранения, то есть детский эгоизм — это самосохраняющая тенденция.

Похожие записи

  • 05.05.2015 Когнитивная замена У Келера есть еще два примера поведения шимпанзе, которые точно соответствуют этому случаю. Он пишет, что Рана, лучший прыгун в колонии, когда она окончательно поняла значение шеста, всюду […]
  • 26.05.2015 Форма торможения развития Увидеть это не позволяла “тень”, отбрасываемая от игры, понимаемой в психологии 19 и 20 веков как развивающая ребенка деятельность. Игра, таким образом, есть “выгодная” форма торможения […]
  • 27.05.2015 Детский рисунок Пиаже считал, что “детский рисунок непродуктивно рассматривать только как неуклюжее воспроизведение на бумаге того, что дети видят в действительности” . Противопоставляя этот рисунок […]
Интересные записи
Новое на сайте

Copyright © 2014. All Rights Reserved.