Предметы картины мира
Итак, мы обнаружили, что все дети, независимо от пола и культуры, рисуют два аспекта: дополняя рисунок и делая его сквозным. Но ребенок еще делает “лишнее”, нечто избыточное на рисунке. Так, ребенок рисует крышу дома с обязательной трубой, и с обязательным дымом, идущим из нее. Также обязательными, как бы дежурными изображениями являются само солнце и лучи у солнца. Травка на земле. Это и есть избыточное в рисунках, не всегда же идет дым, да и лучи у солнца, разве мы их видим в форме таких черточек, штрихов? Эти “черточки” это выражаемое в уме вообще все в виде предметности, концепции. Это наводит на мысль о стереотипии, это все как бы Обязательные предметы картины мира у ребенка, так это можно назвать. Это нечто главное. Что же нового мы нашли в объяснении детского рисунка? Из принципа разнообразия Эшби, о котором мы говорим в книге, мы выводим Принцип трансгрессии, которым характеризуется ранний детский рисунок. Этот принцип в двух словах о том, что ребенок вообще имеет Потребность производства рисунка . Зачем ребенок рисует, об этом в основном вся эта книга.
Пиаже и фигурки людей, рисуемые детьми, считал как бы составленными из главных признаков человека — голова, глаза, руки и ноги. Это одна сторона обязательности. Но ребенок еще к тому же не рисует реалистические отношения, а лишь понятийные. Они могут быть в узком смысле верны, но не учитывать реальное положение дел. Фактически же, тут ребенок нарисовал не трубу, и не крышу, а нечто совершенно иное. И это физиологическая точка зрения. Он нарисовал довербальное понятие “на” . Здесь это — труба “на” крыше. Это “на” не столь просто. Это, если мы вдумаемся, тот же у. р. на отношение в опытах Павлова и Клещева. “На” означает на рисунке ребенка понимание им имеющегося в семантической памяти отношения между трубой и крышей. И это отношение обязательное. Вряд ли вы найдете рисунки домика у ребенка с отсутствующей трубой, или с трубой, но не с идущим из нее дымом, или флажок на мачте нарисованного кораблика, не натянутый на ветру. Этому одна причина — сквозное хранение информации в памяти. Труба и крыша сцеплены в памяти. В этой книге мы и развиваем это положение.