Известный факт
Известный факт в экспериментах с обезьянами: за решеткой лежит плод, а в клетке палка. Догадается ли обезьяна взять палку и ею подтянуть плод? Шимпанзе Гранде долго не обращает внимания на палку. Но как только усилили подкрепление, животное сразу же решило задачу. Что это — особая капризность обезьяны? Нет, на самом деле, шимпанзе “роль палки” при малой мотивации “не видит”. Мы рассматриваем понятие не только слабой НС, но и возможности быть слабым : взаимному отношению животного и его задачи. Этот же опыт Келера лежит и в основе теории поля Левина. Это один аспект задач с пищевым поведением. Другой такой. Близость цели рушит тонкую аналитическую работу создания цепи ассоциаций, например, у собаки перед загородкой или у обезьяны. Чтобы обойти загородку, надо Временно потерять из вида пищу. Вот это и есть самое интригующее и интересное . Детерминирует у животного этот “уход” отпшци в сторону, туда, где ее не видно, создавшаяся специальная цепь ассоциаций, в которой пища “не ушла” . Как показал Крушинский, низшие животные и птицы, в зависимости от вида, с разным успехом решают эту задачу по экстраполяции, при этом у птиц за это отвечает не кора, a Wulst. Павлов так характеризует это.
То, что мы сказали о поведении обозначения у ребенка, можно повторить и в отношении рисунков обезьян. Сделав кисточкой с краской несколько кругов по бумаге, обезьяна выполнила Задачу обозначения, а не задачу изображения того, о чем она “думает”. В этом суть такого рисунка. Мы непроизвольно вкладываем в голову ребенка или обезьяны задачу, которой у них не было. Мы часто примитивно полагаем, что рисование чего-либо — всегда изображение. Это не так. Для ребенка и обезьяны их рисунки — это Обозначения, а не изображения. Образно это можно сравнить с задачей, стоящей перед стенографисткой: она специальными значками только обозначает, помечает то, что люди передают с помощью развернутого текста. Однако с взрослением ребенка Идея схемы И идея подлинного изображения в его рисунках все больше смешиваются друг с другом, проникая друг в друга, как понятийное мышление проникает в конкретное.