Личностная проблема
Вот что значат многочисленные рисунки одного и того же, неприятного, у ребенка в работе Флериной. В данном случае, у мальчика проблема личностная, его самолюбие было задето непринятием его в общую игру. Самолюбие — базисная физиологическая категория, и связанна она с инстинктом самосохранения окружным, когнитивным путем. Вот почему она становится и когнитивной. Интересно, что, повторяя и повторяя один и тот же рисунок костей, у этого ребенка, однако, был среди них ОДИН рисунок — кости особенно большого размера, и его он не "изживал". Можно высказать удивительное предположение, что с этим единственным крупным рисунком костей мальчик идентифицировал себя. И более того, размеры костей говорят о гиперкомпенсации как об Адлеровс — кой потребности преодолеть неполноценность. Ребенок формирует поведение защиты в обратной реакции, в виде превосходства. Ребенок не мог в своем поведении продемонстрировать ее, но выразил, отразил ее в особенно большом формате того же самого рисунка. Психически это можно изобразить в виде маятника, отклонение его влево — это неполноценность, если маятник отпустить, он стремится к равновесию, к самому низкому положению, но по инерции проходит это положение равновесия и отклоняется вправо. Это движение маятника вправо, за самую нижнюю точку, и есть превосходство.
Так, Сакулина приводит простейший пример изживания. Дети из ее класса поехали за город на прогулку. Была весна, и дети бегали, прыгали и кричали. Автор пишет, что они изживали весну. Возможно, что это необходимый для любой энергетической системы момент. Мы говорим о НС, это такая же система, как и многие другие. Ей свойственна как полнота, так и чрезмерная полнота, в данном случае чрезмерное возбуждение ей не нужно, и она от него стремится освободиться. О сбросе такой полноты, чрезмерности смотрите, например, в очень неплохой книге М. Веллера "Самовар". Бегая, прыгая и т. д., в примере Сакулиной, дети тем самым тратили лишнюю энергию, и приводили НС в равновесие. В этой книге мы рассказывали о переадресованном возбуждении у кошки, это о том же. Или, например, почему все маленькие дети так много бегают, шумят, даже без повода? Потому что природа дает в этом возрасте растущему организму энергию впрок, она на то и дается, чтобы у ребенка был задел мотивации, чтобы не только явные стимулы определяли поведение, а чтобы лишняя энергия своим фактом толкала его на всякую инициативность.