Стремление организации

Стремление организацииДействия ребенка зачастую неверно истолковываются просто потребностью ребенка к немедленному исполнению желания. Желание по сути — это стремление организации удержать себя, свою организованность против дезорганизации, растворения себя в косной среде. Ясно, что живое по определению должно сопротивляться тому, что "хочет" его сделать неживым. Когда ребенок тянется к игрушке, желая завладеть ею, не в игрушке дело, а в тенденции присвоить что-то, сделать что-то частью себя, частью своей сути. Или повысить, владея игрушкой, свою организованность. Следовательно, это — тенденция превратить некую вещь в часть своей субъективности. Но это сложно, потому Валлон говорит о другом смысле субъективного. Он говорит, что есть мало понятная тенденция у ребенка выставить наружу свою субъективность. Но это-то и понятно: у примитивного психического аппарата нет внешнего как такового. Ребенок изначально внешнее имеет как тип вну греннего. Для низших организмов нет никакой самосознательной внутренней инстанции: в их психической организации все едино, внутреннее и внешнее слиты, неотличимы. В связи с этим, вспомним поведение маленьких детей: тенденция собственничества, жадности свойственна всем им без исключения.

Что же касается Адлеровской идеи власти в игре ребенка, то надо сделать уточнение. Власть сама по себе не первична. Она есть инструмент желания. Мы считаем, что не власть, не стремление к власти надо рассматривать, а "стремление все вокруг сделать своим", "ассимилировать". Почему? Потому, что внешнее и внутреннее — это нечто только в нашем сознании, у животного нет внутреннего и внешнего, значит и ассимиляции в человеческом смысле этого слова нет. А есть естественная реакция неразличения. И власть — один из возможных способов осуществления этой бессознательной тенденции.

Можно предположить, что сами сокровенные механизмы принятия решения осуществляются на бессознательном уровне. Поэтому само бессознательное у животных и у человека если и не идентично, то похоже. Слово "власть" этимологически восходит к понятию владения, овладения. Но слово "понять" из того же ряда. Здесь основой является старорусское слова "нять" . Таким образом, понять что-то означает "сделать своим", "схватить", "взять себе". Развитие ребенка связано с развитием процессов понимания. Животное, чем оно менее психически развито, тем оно менее учится понимать что-то. Насекомые вообще рождаются с готовой системой отношений с окружающим миром. Животные не знают своей относительной силы, им требуется состязание, сравнение. Недаром в борьбе животные распушают шерсть, расставляют ноги в стороны, стремясь стать визуально больше. Более того, мы полагаем, что человек по этой же причине встал на две ноги. Африканцы говорят, что лев боится человека, когда тот стоит в полный рост, и не боится его, если человек присядет на корточки.

Похожие записи

  • 05.05.2015 Когнитивная замена У Келера есть еще два примера поведения шимпанзе, которые точно соответствуют этому случаю. Он пишет, что Рана, лучший прыгун в колонии, когда она окончательно поняла значение шеста, всюду […]
  • 26.05.2015 Форма торможения развития Увидеть это не позволяла “тень”, отбрасываемая от игры, понимаемой в психологии 19 и 20 веков как развивающая ребенка деятельность. Игра, таким образом, есть “выгодная” форма торможения […]
  • 27.05.2015 Детский рисунок Пиаже считал, что “детский рисунок непродуктивно рассматривать только как неуклюжее воспроизведение на бумаге того, что дети видят в действительности” . Противопоставляя этот рисунок […]
Интересные записи
Новое на сайте

Copyright © 2014. All Rights Reserved.