Высшая психическая способность

Высшая психическая способностьПример с Таней нам говорит, что ребенок не может сформулировать любое свое намерение. Значит, то как мы, взрослые, рисуем, с пропусками невидимого — это наша высшая психическая способность, способность строить любое намерение, возможное намерение, намерение, не отвечающее фактам зрения. Эта способность у знакового поведения быть знаком чего-то и при отсутствии знака этого чего-то, знаком “х” в форме отсутствия этого знака “х”. У Шекспира в «Гамлете», акт 1, слова Призрака при прощании с Гамлетом: “ .. .Но теперь прощай! Уже светляк предвозвещает утро и гасит свой ненужный огонек”; эти слова о том, что отсутствие знака — это также знак; интересно, что у своих собак Павлов вырабатывал УР и на такое положение дел, когда сигнал отсутствовал.

И шимпанзе, и ребенку трудно сформулировать Суждение об отсутствующем предмете. Они и прямым-то употреблением знака владеют с трудом. Некоторые авторы считают, что отсутствующий на пейзажах Сезанна человек, на самом деле, присутствует. Почему? Мы считаем: потому, что Сезанн рисовал в технике маленького ребенка. Мы, глядя на полотна Сезанна, интуитивно возвращаемся к самим себе в детстве, и этим эксплицируем идею присутствия человека на картинах Сезанна, хотя, на самом деле, он не рисовал людей в своих пейзажах. Как, например, на рис. 2г изображена птичка? Своим отсутствием. Это идея контраста в поведении. В этом детском рисунке мы уже видим попытку передать возможное. Орел — понимается вполне причинно, это тот, Кто охотится. Остальное в рисунке доделает воображение зрителя.

Натянутый флаг на мачте, дым из трубы — это то же, что рисование Всего на рисунке. Это основное правило у маленького художника — рисовать все. Так есть в большинстве случаев, ибо ребенок Не может рисовать не все. С флагом так и есть. Нарисуй ребенок флажок висящим на мачте — это значило бы отказаться от смысла рисования самого флага! Другими словами, флаг — это нечто, и для чего-то. Вот уже где проявляется коренное свойство приматов — все понимать и все переводить в смысл “зачем это”. Две ноги, прозрачные стены у домов, невидимое тело под одеждой и т. п., рисуемые всегда ребенком — это на самом деле указание на смысл ног, смысл одежды на теле, смысл домика и т. п. Слабоумный же ребенок может повторить незаконченное почему-либо свое действие по его характеру, но не по его смыслу.

Похожие записи

  • 14.05.2015 Генерализация рефлекса Развитие должно вначале выстроить как бы каркас общего, “матку” опыта. ВГ выполняет прогрессивную роль в развитии нашего абстрактного ума, ибо именно она есть источник, форма ОБЩЕГО. Об […]
  • 18.04.2015 Создание утилитарных рисунков-объяснений Однако, не предполагается, что наши рисующие предки-охотники имели отношение к созданию утилитарных рисунков-объяснений или религиозных символов. Очень незрелых набросков будет достаточно […]
  • 09.05.2015 Правильность мира Возможно, это то, что ребенок, хотя и смутно, понимает под словом "объективное". Это нечто, отражающее незыблемое в его сознавании мира, в правильности мира, в единственности его […]
Интересные записи
Новое на сайте

Copyright © 2014. All Rights Reserved.