Изобразительная задача
Схематизм в искусстве возникает позже снова, но уже как изобразительная задача. Это схематизм иного рода. Это Вторая волна эволюции человеческого рисунка. Так, в карикатуре принципиально малое количество средств. Карикатура — это следующий вид схематизма, взрослого типа. То есть, в карикатуру заложен намеренный схематизм. Вернемся вновь к рис. 1 мальчика. Здесь мы видим самое раннее детское изображение “формы” человека, представления ребенка о человеке. Назовем такой тип рисунка «спиралевидной композицией». Это Самый простой способ передать идею плотности, материальной непрерывности чего-то. Что такое “предмет” в абстрактции? Это плотное, замкнутое, нгепрерывное и компактное. И второе: Это где-то, это где-то находится. Другие признаки, определяющие предмет, не отменяют этой базисной абстракции — Непрерывности и материального единства, которую мы видим В определенной части окружающего пространства и что мы субъективно ощущаем как “предмет”. Сходный процесс, конечно, происходит и в когнитивной системе восприятия и переработки информации у шимпанзе.
В рисунке ребенка всегда есть две компоненты. Первая просто не видна, она “загорожена” второй. Первая: это сам факт манипулятивно — исследовательского поведения. “Делать”, вот что характеризует процесс рисования у ребенка, “действовать” и “совершать” у обезьяны. Сам этот факт уже достаточный стимул для рисования. Но, в действительности, эта компонента не существует одна. К ней присоединена еще одна. Второй мы называем потребность “выражения себя”, “пометки себя в другом” .
Ситуация была вероятно следующая. Обезьяны, живущие… кочевыми группами, питаясь в лесах изобилием плодов и ягод, имели маленькую потребность в продвинутых формах коммуникаций. Даже у шимпанзе, самой шумной обезьяны, есть только ограниченный набор звуков и криков, и она может сообщать не более, чем об основных своих состояниях типа опасения, гнева, удовлетворенности, голода, паники и так далее. Однако, живущие на земле предки рода Homo стали охотниками скорее вследствие адаптации, чем врожденной специализации. Без структурных изменений зубов и ногтей они должны были добывать себе пропитание при помощи преследования и уничтожения добычи. Наследственная ненависть к маленьким объектам типа змей и пауков вооружила их норовистым характером убийцы, а недостаток обычного пропитания в лесу дал им необходимую мотивацию голодом. Но успех могли гарантировать только хорошее оружие и объединение в группы для охоты.