Литературное описание
Нельзя уронить свое достоинство, но нельзя и возвеличивать его. Нельзя быть последним, но стыдно быть и первым. Поэтому человек в жизни должен идти, словно по лезвию бритвы: нельзя вести себя аморально, но и сверхморальность вызывает недоумение, не говоря уже о болезнях, описанных в психопатологии, болезнях раздвоения между желанием и долгом. Фрейд и Бехтерев писали о примерах навязчивых неврозов, связанных, например, с псевдоцеломудренностью у молодых женщин, ссылаясь на примеры из практики психопатологии. Хорошее литературное описание этого есть у Сартра в пьесе “Фрейд”. Дело доходит в таких неврозах до настоящей ложной беременности, с настоящим накоплением жира и развитием молочных желез под влиянием самовнушения. Отсюда сразу вытекают интересные следствия. Это важность понятий “основания”, “обоснования”. Если наш психический механизм скрыто содержит связанную инструкцию, с названием “Все в этом механизме, в его выборах и действиях должно быть ОБОСНОВАНО”, то наше сопротивление чужому мнению находит такой ответ. Оно противоречит моей позиции, как сказал бы Штерн, в иерархии некоторых однотипных элементов. Это причина оправдания нами наших нерациональных поступков, так как главное — не факт, рационален он или нет, а факт, обоснован он или нет. А в нас самих есть скрытая связь с самими собой, с собственной сверхценностью.
Итак, организм ищет перемещения аспектов среды в поисках наилучшей конфигурации. Защита психического “я” также входит в задачу этого поиска. Орудием обезьяна сокращает расстояние, а не достигает цель. Это надо отличать от простого достижения плода. Итак, поведение — это не только достижение цели, а ДЕЛАНИЕ САМОГО ДОСТИЖЕНИЯ, Своего положения наиболее удобным, и часто организму требуется не только сама цель, а Фактор психологического согласия, или удобства. Это до такой степени важная вещь, что ради нее высший организм может пожертвовать тем, чем пожертвовать нельзя — собою. Поведение мазохистского типа, или пассивное по Крафт-Эбингу, пассивно-то оно пассивно, но За этим скрыта другая цель, подлинная цель — это наилучшее сочетание компонентов ситуации в целостном поведении достижения цели. И Крафт-Эбинг, и Фрейд неверно видели связку садизма и мазохизма как поведения обратного друг к другу. Мы считаем, что это разные виды поведения. Рассмотрим тип мазохизма, а тип садизма нас тут интересовать особо не будет. Начнем с понятия ИЗЛИШНЕГО.