Генерализация рефлекса
Развитие должно вначале выстроить как бы каркас общего, “матку” опыта. ВГ выполняет прогрессивную роль в развитии нашего абстрактного ума, ибо именно она есть источник, форма ОБЩЕГО. Об этом уже говорил Павлов, предположив на одной из “сред”, что генерализация рефлекса есть прототип общего понятия. Мы полагаем, что все наши абстракции возникают из одного кажущегося минуса в нашем поведении, который в итоге не минус, а плюс, из неточности действий у человека, а более глубоко — из рефлекса “то же самое”, который как раз у животных хуже всего проявляется. Животные более успешно могут различать вещи, но менее успешно они могут отождествлять их. Только последнее создало в эволюции ума понятие формы вещей. Животные не просто не владеют числами 2,3,4 и т. д., они не владеют главным, понятием тождества, или понятием «1» ,
ВГ и детские рисунки. Явление ВГ было открыто нами далеко не сразу после возникновения у нас общего интереса к психологии детства. Вопрос уперся в наше недостаточное понимание раннего детского рисунка. В результате наших, прямо скажем, мучительных поисков ответа на известное и бесспорное поведение маленького ребенка при рисовании мы и пришли к явлению ВГ, которая, как нам кажется, только одна сама может все объяснить, объяснить мотивационный клубок детского рисунка, представляющий собою адскую смесь и моторного и раннего понятийного мышления, и плюс к этому начавшегося у ребенка знакового поведения.