Рисование реального всадника
Но если говорят о каком-то ребенке: это тормозной ребенок, — то это говорят о том же самом случае. Выходит, мы имеем совершенно два разных вида торможения, видимо, какое-то общее, корковое, и, более локализованное, конкретное, по поводу чего-то конкретного. Этот ребенок не может от торможения быстро перейти к возбуждению. То же самое в случаях рисования не видимых реально частей тела у фигурок.
Это совершенно то же самое. Зачем я рисую две ноги у всадника, спросил бы ребенок? И так бы ответил: Но ведь у человека две ноги. И ребенок, под маской рисования реального всадника, рисует на самом деле понятие о “всаднике”, о “человеке”. Логика простая — нет “человека” с одной ногой. То же с флагом на ветру и с другими примерами рисования невидимых частей вещей. Дети 6.5-9 лет, все, без исключения, рисуют чашку так, словно верхняя выемка в ней хорошо видна, то есть выворачивают чашку изнутри наружу, и они же рисуют основание у цилиндра на столе, хотя его не видно. Учительница спросила детей: будем рисовать основание у цилиндра или нет, ведь его не видно? Все дети хором заявили: “Будем, будем, ведь оно же есть!!!” . “Оно же есть”, говорят дети, и потому его рисуют. Их “есть” это слово о “цилиндре” в их голове, это “есть” говорится не о зрительной реальности, или видении ее, а о логической реальности. Хотя здесь надо быть осторожным в выражениях. Зрительная реальность, сама по себе, фикция. Мы все “видим”, во многом логически. Все, “видимое” нами, мы чуть-чуть, но подгоняем под какую-то логику. Итак, слово “есть” у ребенка сбивает нас с толку. У ребенка, в его ответе, “есть”- не о существовании, а о составе понятия. У понятия о цилиндре есть понятие о двух основаниях, ограничивающих цилиндр, есть форма стенок и т. п. О таком “есть” как раз и говорят дети. С флагом та же ситуация. В обоих случаях мы должны прийти к неумолимому выводу, что сам рисунок есть форма как бы видимого. А содержание у этой “формы” оказывается целиком в его голове. То есть, ребенок как бы рисует реального всадника, а на самом деле, он рисует понятие о нем.