Удаляющий аспект
Об удаляющем аспекте развития ребенка. Одним из самых сложных умозаключений, связанных с развитием ребенка, является вопрос, а что значат видимые нами факты поведения? Весьма распространена одна ошибка. Это ошибка трактовки некоторых действий ребенка, которые мы видим как вспомогательно-целевые, содержанием этого поведения. Это касается всех моментов развития ребенка, когда мы видим конкретные плоды поведения. Но они — не цель, они как бы в последний раз в поведении, перед тем как НС их удалит. "Я-сам" у ребенка есть указание на то, что у него появился новый тип поведения, что мы назвали "другой". В 4-5 лет появляется и сразу же пропадает еще один тип поведения, возраст честности. Потом он не появляется. Почему? Причина та же, что и у "Я-сам". Резкость появления и пропадания этих типов говорит о том, что наблюдается кризис роста. Это как кульминация. Потом поведение ассимилирует новый тип, и возникает баланс относительной самостоятельности ребенка и его относительной несамостоятельности. Показывая свою "избыточную честность", ребенок, на самом деле, изживает ее “одинокость”, ее непарность. Ложь, интриги ит. п., все это, к сожалению, реалии, все это — части нашего нормального поведения, чтобы ни говорили фарисеи от науки, или просто недалекие умы о слове “человек”. Человек — это гармония. Показом излишней честности ребенок ее же, в этот момент времени, и удаляет. Это движение к взрослой гармонии жизни. К гармонии между поведением честным и нечестным, ибо сложность жизни не может быть уложена в одну категорию. Современный испанский философ А. Кинтас так и говорит: Мы не можем что-то получить, не отняв это у другого. В новелле “Гигантский крот” Кафка пишет, что он для того и показал некое явление, чтобы этим обеценить его. Показом мозг своеобразно удаляет это показываемое. Роль возраста честности в удалении… прямолинейной честности из поведения ребенка.
Ребенок рисует по памяти, то есть по принципу упрощения. Отсюда следует гигантский по значению факт: человек к любому «новому», по принципу экономичности, приступает с точки зрения памяти на подобное же, бывшее ранее. Это объясняет основной факт детского рисунка. Ребенок сразу "скатывается" на рисование не образца, предложенного ему взрослым, или стоящего в классе перед глазами, а содержимого своей памяти с похожим, близким к воспринимаемому предметом. Он, против своей воли, но в силу своего возраста, рисует Как бы и тот же предмет, что он и видит, но одновременно и не тот. Он рисует сам класс, категорию, к которой принадлежит видимый предмет. Здесь работает важнейший энергетический принцип всего нашего поведения — Принцип упрощения. Предмет; который он изображает — это нечто со стертыми, обобщенными чертами, это Общий предмет того же класса. Однако неверно говорить, что это получается случайно и, что в памяти любой предмет — только типовой, и, мол, потому только он таким и рисуется. Нет, все намного и сложнее и проще! Рисуется упрощение, а не обобщение. Все, что делает ребенок — это Поведение упрощения, его поведение — это поведение по Наиболее легкому пути.