Хитрый прием работы
На первый взгляд кажется, что ребенка очень интересует игра, но это хитрый прием работы мозга по удалению показываемого в игре. И обмана в виде кажущейся цели в игре. Мы теперь понимаем подлинный смысл сопровождающего любую детскую игру действия, ощущения удовольствия: оно в этом обмане у мозга, скрывании им подлинного смысла игры. Но в чем, все-таки, смысл желания попрыгать на досках у ребенка? НС реактивна, в этом и есть смысл. НС должна отыграть любое впечатление. То же мы можем сказать и о другой, описанной Фрейдом игре ребенка. Это игра 1. 5- летнего мальчика с катушкой от ниток, которую ребенок бросал за кровать, а потом вытаскивал, компенсируя этим сложный комплекс поведения, связанный с его неудовольствием от постоянных уходов его матери из дома, и оставления его одного, что Фрейд объяснил "местью" ребенка своей матери. Можно, наверное, это назвать и местью, но. в целом, это типичное поведение замещения. И оно, возможно, имеет только отыгрывающий смысл.
Итак, днем мальчик видел детей прыгающими на досках. Он хотел бы повторить это, но не мог. Это повторилось в виде желания. Значит, мало мыс-ленно участвовать в игре, тут важна деятельная часть. Ведь что осталось у ребенка? Неотреагированная физическая причина, остаток возбуждения в НС. Вот его и надо удалить. Мысленно его не удалить, поэтому в нашем примере с кошкой мы видим, что остаточное возбуждение переадресуется или изживается, но всегда физически осуществляется как удаление. Все наши нервные центры, будучи подготовленными и заряженными, должны в конце поведения быть разряжены, и НС должна прийти в нейтральное положение. Любое, "не сброшенное" впечатление и есть то, что в обиходе мы называем желанием.