Неэффективный навык
Павлов, делая замечание, почему обезьяна не может отставить старый и уже неэффективный навык в новой ситуации, на одной из своих “сред” сказан, что “от добра добра не ищут”, так почему же ребенку сочувствовать или соболезновать кому-то, если ему все дается даром? Значит, в самом-то начале его рисования его поведение никакие связано потребностью координации своего поведения с другими людьми, ведь ребенок, как известно, крайний эгоист. Валлон пишет; что выражение у ребенка возникает как подкрепленная забота о нем. Итак, забота матери усиливает и мотивирует и сам факт выражения, и всю иерархическую систему выразительного поведения у ребенка. Таким образом, выразительное поведение — это наивысшее развитие довербальной коммуникации, наивысшая форма 1-ой с. с. соотнесения себя и действительности у ребенка через подкрепление обратной связью с “помощью” от матери или няньки. Мы видим, что помощь, чрезмерная забота идет во вред развитию личности, так как не стимулирует переход личности к новым формам соотношения организма и действительности. Выше, оставаясь в рамках 1 — ой с. с. отражения действительности, развиваться некуда. И лишь затем этот способ замещается 2-ой с. с. Но в первое время, пока 2- ой с. с. нет, выражение — единственный способ коммуникативного поведения ребенка. Очевидно, раз рисунок возникает на стыке перехода от типа коммуникации 1-ой с. с. к типу коммуникации по 2-ой с. с., Выражение в рисунке Как цель и смысл рисунка является высшей потребностью, скрытой в мотивации рисования. Все остальное в рисунке, его изображающая функция, оттор — маживающая функция и т. п. — все это как в кокон вкладывается в рисунок, как в выражение чувств. Примерно также ранний рисунок характеризовал и фон Ланге. Значит, выражение становится самостоятельной потребностью ума, отделенной от начального смысла выражения у ребенка, превращаясь в достаточный мотив.