Зрительный реализм
Наконец, в четвертой фазе, рисунок принадлежит к зрительному реализму, главная суть которого: подчинение рисунка, более или менее удачное в исполнении, перспективе. Ребенок с этого момента, в том, что касается рисунка, достигает взрослого периода. Только технические навыки, развиваемые специальной культурой, являются отличием с этой точки зрения между людьми, и большее число взрослых людей остаются неспособными в течение всей жизни нарисовать рисунок, который бы заметно отличался от рисунка ребенка 10 или 12 лет…
Теоретическое отличие, которое мы установили между четырьмя фазами детского рисунка, — пишет Люке, — на деле менее четкое: каждая из этих фаз продолжается в то время, когда следующая уже началась; в частности, не только у ребенка, но и у взрослого. Более или менее спорадические черты интеллектуального реализма продолжают проявляться в рисунках людей, сознательно уже достигших стадии зрительного реализма. В этом содержится факт, подобный тому, что приводит Огюст Конт к своему закону трех состояний концепции человеческого знания: индивид, достигший пункта в позитивном состоянии, в другом пункте останется на метафизическом или даже теологическом состоянии. Костолл, переводчик книги Люке на английский язык, об этом высказывании Люке говорит так: Люке цитирует социологический закон Конта о трех стадиях человеческого общества, чтобы подчеркнуть, что эти стадии не взаимоисключающие; но теория Конта сформулирована не в отношении развития отдельного индивида, а в отношении развития общества.