Пуританское самомнение
Ученым свойственен косный взгляд на вещи вокруг, по выражению Авенариуса. Это же и догматизм нашего ума. Любая традиция, укоренившаяся привычка отдельного человека или группы, сопротивляется всему новому в жизни, не терпит каких-либо изменений. Об этом в главе "Мозг скрывает свою конструкцию". Юнг писал, что люди "не видят" сам смысл теории сексуальности Фрейда. Причина этого, по Юнгу, проста. Можно предположить что, как и в вопросе о роли эгоизма в нас, дело в некотором пуританском самомнении: как так, что еще за эгоизм, что за сексуальность, беспомощность и т. п., это же унижает человека! Надо признать, что эта беспомощность у ребенка играет важную роль в нашей подсознательной мотивации, что вытеснено, как неприятное знание любого из нас о себе. Но, по принципу реактивности, эта беспомощность используется природой как живая сила. Так, надо решиться и забыть об этой беспомощности, и не сокрушаться по этому’ поводу, а помнить, что главное — это активность некоей функции, ее живость, ее творящая, в конце концов, сила, творящая нечто, что можетбыть выше и сильнее беспомощности. Зачем бояться признания беспомощности как важнейшей части человека? Наоборот, она оборачивается его силой, именно в беспомощности заключен эффект прогрессирующей эволюции. Например, Чемберлен пишет о том, что Джон Фиск в 1873 году впервые распознал роль беспомощности, дополнив этим Дарвина. Гениальная идея Фиска заключалась в том, что во главу угла ставится ребенок, а не имаго. То есть, проще говоря, не человек существует ради ребенка, а наоборот, ребенок существует с такими своими особенностями ради "Человека". Таким образом род человека прогрессирует, в виде дискриминантного фактора имея длительность развития и очень длительную фазу беспомощности у ребенка.