Социальная яма
“Социальная яма” нашего ума. Итак, взрослое рисование впадает в «яму» социальности, контекста, успеха, а контекст — это высшее умолчание. Знаки, в их чистом виде, не ситуативны и не контекстны. Они НЕ ПОХОЖИ на ситуации, ими обозначаемые. Знак, писал Витгенштейн, ничем не похож на обозначаемую им вещь. Потому взрослый рисует компромисс знаков и словесного видения в контексте. Как же сделать компромисс у изначально общего знака? Это показать Вместе самые разные вещи-знаки, в их взаимном пересечении, создавая этим нужный, суживающий контекст. Взрослый рисует не отдельные фигуры, а существенно иное. Он рисует цель, поэтому в его рисунке части гармонично связаны, соединены общей целью. Это «вместе-рисование» объясняет, чем взрослый и детский рисунки различаются. Идея «вместе» не проникает в детский эгоистический ум. Но это важная физиологическая составляющая. Поэтому во взрослом рисунке, по отрицательной индукции, происходит оттормаживание рисования невидимого как неэкономного. У ребенка расточительное отношение, у него нет заботы об экономии средств. В этой книге мы не раз говорили, что ребенок слаб, но защищен, вот ребенок и идет по легкому пути неэкономии, ведь экономия — это выбор, а всякий выбор труден, как говорит М. Цветаева в одном своем стихотворении.