Создание утилитарных рисунков-объяснений
Однако, не предполагается, что наши рисующие предки-охотники имели отношение к созданию утилитарных рисунков-объяснений или религиозных символов. Очень незрелых набросков будет достаточно для того и другого. Но любой, кто пройдет через новый вход в пещере Ласко и увидит настенные рисунки, удостоверится, что здесь представлен дополнительный элемент эстетики” .
К этим интересным рассуждениям автора можно добавить следующее. Мы считаем вполне вероятным, что эстетический аспект в своих рисунках древний человек получил от обезьян. Даже те рисунки, что мы помещаем в этой книге, дают несомненное эстетическое наслаждение. И люди и обезьяны обладают чувством рисунка и композиции, хотя, как было установлено, только человека-охотника нужда привела к использованию этого таланта и развитию рисования в активную часть его естественного существования. Как получается, что развившиеся в течение истории до такого высокого уровня простые рисунки, показанные в этой книге, представляют сегодня такой интерес, чтобы быть показанными в художественной галерее? А это так. Например, один из рисунков орангутана Моники был продан за 1 тысячу долларов. “Человек-охотник предавался рисованию в случае трех мотиваций, — считает Моррис, — изображения были магически — религиозные, утилитарные и/или эстетические. Элемент утилитарных коммуникаций, либо передача сообщений на расстояния, либо непосредственные визуальные описания и инструкции — аспект рисования, связанный с развитием и расширением социальной структуры человека, стал более сложным” . Человек сделал большой шаг, когда распрощался с кочевым образом жизни и осел на одном месте, занявшись сельским хозяйством, это также привело его к следующему жизненному порогу, а именно от рисования к письму. Поскольку охота уступила свое место сельскому хозяйству, созданию запасов и торговле, росла потребность в хранении записей, и с это привело к усовершенствованию методов записи до все более эффективных. С развитием письменности до того уровня, чтобы справиться с этой новой проблемой, рисование потеряло одну из главных своих функций. Однако, хотя оно отодвинулось на второе место в качестве системы коммуникаций, эстетическое и магически-религиозное значения остались сравнительно неизменными.