Разрядка возбуждения
Почему у ребенка есть вопросы, почему он некое новое не примет и не усвоит просто, зачем еще и какие-то вопросы, что в вопросах как в виде поведения важно? В порядке гипотезы можно предположить, что здесь срабатывает принцип, названный нами в соответствующей главе принципом разнообразия Эшби. Ответ организма на возмущение, нарушившее его равновесие, всегда чуть больше самого возмущения. И это “больше” реализуется Во встречном поведении ребенка, да так, что ребенок инициирует и инициирует потоки и реки различных вопросов. Это и есть принцип разнообразия Эшби, подробнее о нем смотрите в названной главе.
Выражение “проблема” физиологически означает то, что в уме должно что-то сойтись, завершиться, но не завершилось. Непонятное у ребенка отстаивается и создает в памяти цепь несогласованных проблем. Несогласованность и есть источник вопросов. Любой акт поведения заканчивается Разрядкой возбуждения, спровоцировавшего это поведение. А неразряженные почему-либо возбуждения остаются в системе в виде связанных пунктов, вплоть до фиксаций на чем-то. В статье Юнга таким словом-проблемой для ребенка было слово “ангел”. Накопившись, упомянутые неразряженные рефлексы-проблемы и создают фон, на котором возникает вопросительное поведение ребенка. Слово “ангел” не получило должного определения у ребенка и стало словом-проблемой, рефлексом-проблемой. Теперь мы видим, что же мотивирует вопросительное поведение у ребенка. Вопросы можно считать симптомами, или реакциями на несистематичность в окружающем мире. Физиологически же, это незавершенное возбуждение. Оно в КБП связалось с определенным пунктом и осталось в КБП. Вот почему нам интересен не смысл вопроса, а мотив самого вопросительного поведения ребенка.