Странная забывчивость
Забывчивость И. П. Павлова. И Павлов проявил странную забывчивость. В 1916 году он читает доклад “Рефлекс цели”, суть которого, на наш взгляд, как раз в ЗВН, то есть в том, что разные по масштабу/силе цели влекут Одинаковые стремления к ним. Прошло лет десять и Павлов, перечисляя в одной своей работе все основные б. р. у животных, совершенно “забыл” о своем же рефлексе цели. И Орбели в своих знаменитых лекциях о работах Павлова в 193 8 году не упоминает рефлекс цели. Теперь нам понятно почему. Павлов был просто показательным в этом отношении человеком, он был безусловным детерминистом. И только через 46 лет в одной из своих работ наш замечательный физиолог, П. К. Анохин высказал мнение, что, возможно, из-за огромной трудности этого вопроса, вопрос о рефлексе цели выпал напрочь из исследований отечественной физиологии. Но ведь, говорит Анохин, это вопрос нашей сути, нашей конструкции.
Другая сторона вопроса о том, что такое Человек, это наше представление о том, что это КОНСТРУКЦИЯ, в которую словно специально заложена недостижимость нами своих же целей. Мы тщательно рассматриваем, как в эволюции нашего мозга природа реализовала его возможность Скудным словарным запасом выражать полноту своих восприятий и мыслей. Это, и философски, и математически очень важно. Математическая сторона здесь в том, что эта книга не просто о физиологии или о психологии, а о математике, точнее, о логике. Мы прежде всего рассматриваем вопрос: как именно логически работает наш мозг, включая в себя невозможное: обойти как-то парадокс в математике, известный под названием “парадокса теории множеств” . Это мы видим в развиваемой нами физиологической гипотезе, связанной с тем, какребенок, с самого начала, ведет себя: он почти всегда НИЧЕГО НЕ ДОВОДИТ ДО КОНЦА, он почти все оставляет незаконченным. Это не специфичекий недостаток ребенка, а общая особенность человеческого ума.