Рефлекс человека

Рефлекс человекаОпыты Ж. Пиаже на сохранение и основной рефлекс человека. Известно, что если быстро провести предмет перед глазами очень маленького ребенка или собаки, они не запоминают ни куда пошел предмет, ни что это за предмет. С другой стороны, мы знаем, что маленький ребенок часто как бы залипает, прилипает взглядом к какой-то отдельной и несущественной детали ситуации или предмета. Это называется «агглютинацией», и это связано с маленькой способностью переключения в КБП головного мозга у ребенка, с недостаточно развитым процессом именно торможения в КБП. Здесь мы имеем дело с плохой переключаемостью поведения с раздражения на торможение и обратно.

Почему же есть такой крен у маленького ребенка на определениях? Об этом чуть ниже мы и говорим, в связи со взглядами Орбели, учителя одного из нас. Дело в том, что мозг не только обслуживает внешнее поведение, но он должен позаботиться, в первую очередь, о самом себе. Взрослый человек в рисунке наклоненного стакан изобразил бы воду параллельно столу. Взрослый просто рассчитывает чуть далее, чем ребенок. Учитывая сказанное, мы в этой книге развиваем положение, вытекающее из взглядов Орбели, что не все безусловные рефлексы у ребенка активируются сразу при рождении, есть много врожденных рефлексов, значительно поздже вступающих в дело. Таким рефлексом мы считаем, в аналог понятию сохранения, понятие более физиологичное, понятие “то же самое” . Добавим к гл. 2 следующее: Мозг должен научиться “тому же самому”. Вот смысл не всеми разделяемой гипотезы Бериташвили о нервных кругах в коре головного мозга. Поэтому, говоря о мышлении, не надо забывать о развитии самого мозга как вполне самостоятельного органа. Так, Обухова пишет, что в теории Гальперина и Пиаже “… исходным пунктом развития мышления служит предметное действие” . Про “действие” — это хорошо сказано. Но обратим ваше внимание на слово “развитие” в высказывании автора. Мышление не только для чего-то, оно само требует развития. Но в подавляющем большинстве работ о ребенке мозг рассматривается как готовый орган. А перед нами недоразвитый орган, и это надо учитывать.

Похожие записи

  • 29.04.2015 Неспособность животного Возможно, эта черта нашего поведения - иметь в поведении эффект “не быть сразу эффектом”. Речь вот о чем. Орбели высказал мысль, что у ребенка много б. р., действие которых до времени […]
  • 29.04.2015 Биологическая реакция Этот пример, конечно, специфической, но все это - обычная биологическая реакция. Значит, это правило. Человек - это Убегающее и формулирующее все аспекты своего существования в Убегающих […]
  • 24.12.2015 Введение в замыкательную психологию В нашей статье "Введение в замыкательную психологию" мы пишем, что это же можно понимать как замыкание: живое стремится замкнуть собой неясную ситуацию, и подпорка психики […]
Интересные записи
Новое на сайте

Copyright © 2018. All Rights Reserved.

7ae3eb07710b63a1