Современные языки
Как такой, далекий отголосок напоминания чего-то о чем-то, у животных, у папуасов в языке еще не возникает отдельное понятие “круглый”, а в употреблении в языках папуасов настойчиво фигурирует фраза “круглый, как луна”. То есть 2 с. с. не совсем та же 2 с. с., что есть в современных языках, их понятия — более конкретны, более приземленные к конкретным примерам, их знаки — менее общие, чем у нас. Отсюда видно, что даже у человека на начальной стадии культуры нет общего понятия формы. Но, по сравнению с животными, у него появляется понятия “того же”, “такого же, как…” и т. п., как предшествующих понятиям “общей геометрической формы”, понятиям “такой же формы”. Это употребление папуасами вместо слова “круглый”, слов “круглый, как луна”, на наш взгляд, есть уже, хотя и несовершенное, указание на основной рефлекс человеческого ума, рефлекс “то же”.
Так, об опыте Пиаже на сохранение детьми ряда монет, и того же ряда, с раздвинутыми монетами, можно сказать так: Сталкиваясь сраздвинутыми монетами на столе, ребенок не привлекает к этому понятие “то же”, “такое же”. И раз этого нет, ребенок смотрит на новый ряд монет, как на совершенно новый, ассимилируя его не понятием “то же” , а существующими у него понятиеми относительных размеров: “больше, чем”, “меньше, чем” и т. п. Таким образом, не только обезьяны, но и другие животные, и очень маленький ребенок, как это ни странно, владеют понятиями “больше, чем” и “меньше, чем”, но не владеют понятием “то же”. Приведем два рисунка из нашей работы 1973 года. На рис. 2 в этой работе мы развиваем понятие 2 с. с., открытое Павловым и Орбели. На рис. 1 в этой же работе мы рассмотрели перенос опыта на обобщение у разных видов животных. Так, на этом рисунке мы видим, что собаки, при выборе меньшего числа точек, не переносят свой же опыт на новый, с другими фигурами.