Артикуляционное поведение
Рисование в этом смысле — самый древний способ человека сказать и показать. Значит, рисование и вправду — компенсация. Артикуляционное поведение — по-настоящему трудное дело. Восприятие картинок потому и привлекает, что оно легко. У мальчиков, видимо, значительно разнообразнее рисунки потому, что они хуже девочек владеют речью. Девочкам как бы это не нужно. Следовательно, обходной путь в задачах — это только компенсаторное явление, а не основная черта мышления, как об этом думал Крушинский.
Книга К. Риччи “Дети-художники”. Это самая первая книга о детских рисунках. Она вышла в свет на итальянском языке в 1887 году. Напомним, что когда Риччи спросил у одного мальчика, почему тот рисует вторую ногу у всадника, разве он не знает, что ее не видно?, ребенок сказал, что он это знает. И тотчас после разговора этот ребенок нарисовал всадника на лошади, с двумя ногами. Что же это за парадокс? Выходит, есть какая-то сила, которая заставляет его так делать.
В целом же, как мы сказали, рисунок есть вариант СМ поведения. Так, взрослый, не изображая вторую ногу на рисунке, на самом деле, ничего не пропускает, — Это память, это подразумевается. Ребенок же не может Подразумевать однозначно. У него одновременно как-бы и есть память, и нет ее. Ребенок словно находится посредине между животным и взрослым человеком. Его память — это все то, что находится непосредственно перед глазами. Это переносить некуда, а жертвовать столь малым, что есть у ребенка, энергетически совершенно неразумно для организма. Значит, любая попытка умолчать, не нарисовать, сразу Тормозится отрицательной индукцией.