Декоративные узоры
В глубине глубин человеческого смысла жизни лежат как раз эти три условия. По этой вот причине, анализируя поведение ребенка, не надо выпячивать роль точности и коры. Ребенок, своею Общей реакцией, сбрасывает частные реакции, как слишком сложные, и уводящие слишком далеко от трех условий Павлова. Конечно, наша теория не имеет ничего общего с обычным взглядом на развитие ребенка, как на поступательное движение вперед. Развитие направлено не на это, а на приспособление. Форма приспособления в определенных условиях может принимать самые причудливые очертания, формы, типа обсуждаемой ниже обратной перспективы в рисунках ребенка.
Слабоумный ребенок имеет тенденцию к замещению более легким и примитивным. Не потому ли, пишет Сакулина, все дети ее класса пытались скорее отделаться от “скучного” задания учителя и рисовать “из головы”. Это были, как она пишет, бесконечные танки и самолеты, трассирующие пули и падающие бомбы у мальчиков, и куклы и наряды, и декоративные узоры у девочек. Общим же для них было рисование бесконечных и трафаретных, примитивных домиков, палисадников, травки, солнца или луны. Эта примитивизация поведения говорит, а мы именно так и думаем, о напряжении НС у нормального ребенка от сложности или, просто, от монотонности и скучности классного задания, что, в итоге, ведет к торможению КБП, и, как следствие этого торможения, ведет к “скатыванию” поведения нормального ребенка к типу поведения слабоумного ребенка.