Плохой и хороший ребенок
Плохой и хороший ребенок. О ферменте юности. Если Кальвин говорил, что ребенок рождается плохим, то Руссо считал ровно наоборот, что ребенок рождается добрым. Но научный подход — не гуманитарный, в таком деле нет ни плохого, ни хорошего. Шекспир словами Гамлета говорит: "Нет ничего ни хорошего, ни плохого; это размышление делает все таковым" . Следует неврологически взглянуть на вопрос. Как хорошо заметили Штерн и Зеньковский, ребенка нельзя наказывать за ложь, хвастовство и т. п. Необходимо дать разрядиться эгоистическим импульсам. Эти же авторы справедливо говорили о ферменте юности, юность должна переболеть негативизмом. И Фрейд писал, что нельзя привлекать внимание ребенка к его проступкам. Так мы фиксируем его внимание на этом, что дает плохой прогноз развития личности.
Выдумывание и фантазирование У Детей. У Штерна есть пример, как его дочь, Ева, выдумала наличие у нее престижной игрушки. Когда ее попросили показать этот ящичек, казалось бы, ее уличили во вранье. И тут Ева истерически разрыдалась, все время повторяя, что она не врет. Штерн, рассказывая этот случай, совершенно верно квалифицирует его не как логическое "нет" , а как "нет-оборонительное", говоря, что у Евы не ложь, а "фантастическое показание". Однако Штерн, которому мы вполне верим, в этом рассказе все же не объясняет, почему девочка заплакала от такой просьбы. Итак, Штерн назвал это фантастическим показанием. Что ж, спору нет, это не ложь в ее примитивном смысле, но это и не только "фантастическое показание" . Непонятно, почему она так разревелась? Скорее всего, факт необходимости представить другим отсутствующую игрушку здесь менее важен, чем попытка этих людей узнать тайну ребенка, его некоторую гегемонию на знание. Тогда понятно, почему шимпанзе Вики в семье Хейесов также расстроилась, когда ее "человеческая мама" подсмотрела ее игру с ниткой и катушкой в ванной комнате и предложила поиграть вместе. Это расстройство и ребенка и обезьяны не объяснить иначе, как их гегемонией на свое знание. . М. Клайн и Юнг, впрочем, настаивают на том, что любой человек, для собственной дифференциации, должен иметь какую-то тайну.