Деструктивное поведение ребенка
Деструктивное поведение ребенка — факт, и этот факт почему-то приятен ребенку. Можно думать, что это начало анализа у ребенка, и оно как-то связано с потребностью "узнать, что там внутри". Может и так, но факт разрушения приятен и помимо этой причины. Поняв однажды, что он — сам причина изменений в окружающем, ребенок наслаждается этой неожиданной властью над вещами. Все знают жестокость маленького ребенка. Она должна и может быть объяснена. Ее природа ничуть не неожиданна — это то же действие, что и ломание игрушек, заглядывание в открытые отверстия, выдвигания и задвигания ящичков и т. п.
Когда позже ребенок поймет симметрию действия и причины, он уже с осторожностью будет относиться к огню, к падающему предмету, к острому углу стола и т. п. И еще важно то, что он поймет и относительность своей власти над вещами. И в то же время понятие "власть" не следует понимать однозначно: складывание из кубиков новой конструкции это уже ощущение своей власти над безжизненными аспектами среды. Живое и неживое ребенок понимает, как активную и пассивную причины, и он это довольно скоро начинает различать. Это различает даже кошка. Шимпанзе различали картинки с живыми и неживыми предметами. Как же, например, кошка различает живое и неживое, упавшие, например, со стола на пол? Очень просто. По определенной "свободе воли", которой и отличается живое от неживого. Всякое живое НЕ ВСЕГДА действует по линии наименьшего сопротивления, как это характерно для объектов, не имеющих свободы воли, а вне этого, и часто в противоречии с ним.