Неспособность животного

Неспособность животногоВозможно, эта черта нашего поведения — иметь в поведении эффект “не быть сразу эффектом”. Речь вот о чем. Орбели высказал мысль, что у ребенка много б. р., действие которых до времени никак не проявляется. Что ж, генетичеки это разумная мысль. В главе 8 мы рассматриваем более подробно то, о чем выскажемся сейчас. Мы в ней рассматриваем понятие в человеческом поведении, названное нами “оставить как прежде”, важное в контексте этой главы. Здесь же мы хотим внести такое уточнение: Возможно, неспособность животных к поведению “в форме” объясняется не тем, что это “не новая задача”, а неспособностью животного создать модель “то же”, “того же”. Напротив, у человека это — явное достижение абстрагирующей способности мозга. Ведь совсем не простое дело “быть тем же”, это известное огрубление нашего опыта, а у животных, видимо, нет такого эффективного механизма в уме. Как мы поняли, все животные и ребенок в самом начале своего развития не способны к пониманию идеи тождества двух одинаковых вещей.

Отсюда становится понятным, почему, так называемое, довербальное понятие “величины” значительно проще и легче получить животному и ребенку, чем довербальное понятие “то же самое”. Мы думаем, трудность последнего в явной слитности, неразличимости. Устранить слитность ситуации и перевести ее в раздельность поведения — одна из труднейших задач для ребенка и животного. Одно дело — отличить внешне разные формы, другое — различить одинаковые. Понять, что нет Просто так “одинакового” — вот, что тут самое трудное. Это понятие “того же” — совершенно самостоятельное, оно не вытекает из доказанной способности животных к относительным понятиям. У человека это, наверное, является важнейшей чертой ума. Атактическая задержка у шизофреника вскрывает то, что в норме не видно. В норме какраз скрыт, свернут плавный переход от частей задачи друг к другу. И тут у нас появляется догадка, что и само-то понятие “сохраняющейся формы” чего угодно, существующее у человека, — это вариация понятия “то же”. У животного, в базисе его ума, нет не понятия “форма круга”, а нет понятия “то же самое”. Отсюда, вполне вероятно, что у животного в его опыте есть только конкретные фигуры, близко напоминающие круг, и все они в общем-то разные. На это и указывает разбираемый нами опыт с шимпанзе. Человек же эффективно сокращает такой опыт, сводя похожий опыт в “один и тот же”. Похожие линии у тел он сокращает в ОДИН класс, например, все замкнутые правильные геометрические фигуры — в понятие “круглое”.

Похожие записи

  • Влияние игровых методик на развитие психомоторики у младших школьников16.03.2024 Влияние игровых методик на развитие психомоторики у младших школьников Игровые методики играют важную роль в обучении и развитии детей, особенно младших школьников. Они способствуют формированию различных навыков, включая развитие психомоторики – совокупности […]
  • Вихревая воздуходувка: правила безопасности при эксплуатации31.01.2024 Вихревая воздуходувка: правила безопасности при эксплуатации Вихревые воздуходувки - достаточно востребованное вентиляционное оборудование. Они используются в тех случаях, когда требуется обеспечить приток воздуха в помещение без пульсации. Вихревые […]
  • 18.05.2015 Процесс жизни В противном случае, в мозге возникнет противоречивая ситуация, что вещей нет, а они конструируются. Это-то мозг и вытесняет из реального процесса жизни, из своего сознания, минуя это, и […]
Интересные записи
Новое на сайте

Copyright © 2018. All Rights Reserved.

7ae3eb07710b63a1