Здоровые люди

Здоровые людиИ все же, окончательная формулировка этой идеи пришла к одному из нас во сне. После спешной работы по редактированию одной статьи автор лег спать. Утром, проснувшись, автор посмотрел вглубь комнаты и “увидел”, что в ее глубине, когда еще было смутно что-либо видно на стуле посредине комнаты сидит человек, в синей шляпе на голове. Окончательно проснувшись, автор увидел, что это был только стул и коробка на столе, с лежащей свеху на ней синей тряпкой. Какой же отсюда следует вывод? Что означает данное наблюдение и почему оно важно в констексте этой книги? При определенном остаточном торможении коры МЫ ВИДИМ МИР В НАИБОЛЕЕ ОБЩИХ ЧЕРТАХ, НАИМЕНЕЕ КОНКРЕТНО, но ведь то же характерно и при болезненных нарушениях функций коры. Так, Б. В. Зейгарник пишет о том же. Ее сотрудницей, С. Я. Рубинштейн, было установлено, что “одним из важных патогенетических условий формирования галлюцинаций является Затрудненность прислушивания и распознавания звуков”. Зейгарник так комментирует это: “О правомерности положения о том, что Затруднения деятел ьности облегчают или даже вызывают обманы чувств, говорят факты возникновения галлюцинаций у здоровых людей.. .Галлюцинаторные переживания, продолжает Зейгарник, возникали: 1) в условиях сенсорного дефицита..2) в условиях изоляции.. .; 3) у слабовидящих и слабо слышащих. Эти факты свидетельствуют о том, что условия, Затрудняющие прислушивание, приглядывание, вызывающие усиленную ориентировочную деятельность анализаторов, способствуют возникновению галлюцинаций” . Сама Зейгарник сделала отсюда неправильный вывод, объясняя лишние звуки и т. п. изменением анализаторов, их перегрузкой. Хотя это и верно, но главное не в этом. Все дело в общем торможении КБП. Зейгарник ложность в восприятиях истолковала изменениями в анализаторах, в их искажающей роли, тогда как тут дело в изменении работы ЦЕНТРАЛЬНЫХ АППАРАТОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА. Но что же увидел автор утром? Он увидел идеальный случай, “человека вообще”, в “шляпе вообще”, но это не конкретное, оно-то тут было заторможено. Этот пример очень важен. Он говорит нам о том, что мы, “видя” что-то, видим сразу два аспекта: общее и ситуативное. В рисунке же ребенка мы вынуждены признать как факт ТОЛЬКО первый из двух названных аспектов и все, больше ничего в нем нет. Причина? Трудность рисования.

Похожие записи

  • 09.05.2015 Поведение цыпленка Как мы уже упоминали, в возрасте 3-х лет возникает кризис симбиоза, кризис соединения ребенка с матерью. Ребенок начинает активно сопротивляться помощи. Возникает его известное “я-сам”. Мы […]
  • 12.05.2015 Неэффективный навык Павлов, делая замечание, почему обезьяна не может отставить старый и уже неэффективный навык в новой ситуации, на одной из своих “сред” сказан, что “от добра добра не ищут”, так почему же […]
  • 09.05.2015 Правильность мира Возможно, это то, что ребенок, хотя и смутно, понимает под словом "объективное". Это нечто, отражающее незыблемое в его сознавании мира, в правильности мира, в единственности его […]
Интересные записи
Новое на сайте

Copyright © 2014. All Rights Reserved.