Высшие животные
В вещах мы объективируем себя. Надо ли это? Если да, то зачем? Можно ли обойтись без факта неумолимости этого стремления, его объективной необходимости для жизни индивида? Если рассмотреть инстинкты, то в них вообще нет смысла говорить об объективности. У насекомых все однозначно: потребность в тех или иных факторах внешнего дана им в эволюции. Это просто факт, из которого не вывести никакой философии. Высшие животные, однако, шагнули далее, им уже нужно не только равновесие со средой, но и определенный комфорт от этого. Штерн обсуждал в свое время вопрос, как могут быть связаны генотипические особенности пола и характер деятельности у мальчиков и девочек в игре. Вопрос: влияют ли взрослые на игровое поведение ребенка, и как желание играть зависит от пола. Автор считал, что это связано с внешним влиянием, а не с врожденным предрасположением. Вряд ли все с этим согласятся, но и это мнение заслуживает внимания. Другое важное наблюдение Штерна такое. Он пишет, что самой любимой частью детской игры является наказание игрушек. Это Штерн написал впервые в 1906 году, а вот Адлер, по словам Штерна, украл у него эту идею. В 1913 году выходит работа Адлера о власти у ребенка. Рассмотрим вопрос о власти ребенка над игрушками. И еще рассмотрим более общий вопрос, что же такое власть над вещами?
Власть над вещами у ребенка проявляется в первых движениях "хватания" и в действиях "достижения отдаленных предметов" . Указательный жест недостижим даже для шимпанзе. В этом смысле указательный жест — чрезвычайно важный этап в развитии психики, и он появляется у ребенка не ранее 11-12 месяцев, по мнению Валлона. И дело в том, что у ребенка первично нет тенденции "отдать", а есть устойчивая, биологическая тенденция "взять", "присвоить", "обладать". Возможно, это пока еще не корреспондируется с понятием личности, которое возникает позже. Биологическая она потому, что связана с первичной потребностью самосохранения, то есть детский эгоизм — это самосохраняющая тенденция.